Позвоните нам:

+7 (911) 280-96-49 8 (800) 234-05-52

Построить маршрут:

Принцип работы катализатора на авто

Выхлопные газы автомобиля содержат в своем составе достаточно много токсичных компонентов. Чтобы защитить воздух от их попадания на машинах используется специальное приспособление, которое получило название каталитический нейтрализатор. Он используется на автомобилях, работающих за счет двигателей внутреннего сгорания. Этот компонент подходит для машин, заправляемых бензином либо дизельным топливом. Если знать принципы работы катализаторов, то получится понять всю важность его функционирования, а также оценить последствия, возникающие при его удалении.

Оглавление

Устройство катализатора

Как функционирует катализатор

Срок службы катализатора

Можно ли удалить катализатор

Устройство катализатора

Нейтрализатор – это важная часть выхлопной системы авто. Он расположен сразу за выпускным коллектором мотора. Блок имеет сложную структуру и состоит из:

  • Корпуса из металла, который снабжен патрубками на входе и выходе;
  • Монолитного керамического блока внутри, представляющего собой пористую структуру, имеющую совокупность ячеек, заметно увеличивающих площадь контакта выхлопов с рабочей поверхностью;
  • Слоя каталитического вещества – это особое напыление на ячейках керамического блока, которое состоит из палладия, платины и родия. В самых последних моделях напыление иногда делают из золота, так как это более дешевый драгметалл;
  • Металлического кожуха, который отвечает за теплоизолирующие функции и защищает катализатор от физических повреждений.

Основная функция каталитического нейтрализатора – это обезвреживание трех базовых токсичных компонентов отработавших выхлопных газов, что и позволило ему заработать свое наименование – трехкомпонентный. Вот эти вещества, которые он нейтрализует:

  • Окислы азота NOx – одно из веществ смога, из-за него возникают кислотные дожди, которые опасны для людей;
  • Угарный газ СО – если его концентрация в атмосфере составляет 0,1% или более, то это смертельно опасно;
  • Углеводороды CH – одно из веществ смога, являются канцерогенами.

Как функционирует катализатор

Принцип работы катализатора имеет следующий вид на практике:

  • Из мотора выпускаются выхлопные газы, проникающие внутрь керамических блоков, где они проходят далее в ячейки и полностью их заполняют;
  • Металлы-катализаторы инициируют окислительную реакцию, благодаря чему несгоревшие углеводороды переходят в состояние водяного пара, а угарный газ становится углекислым;
  • Восстановительный компонент родий отвечает за преобразование оксида азота в азот, не способный нанести вред;
  • Все отработавшие газы после очищения поставляются в атмосферу.

Для автомобилей с дизельным ДВС одновременно с катализатором всегда устанавливается сажевый фильтр. Эти два компонента могут совмещаться в совокупную цельную структуру.

Эффективность нейтрализации сильно зависит от рабочей температуры узла. Реальное преобразование стартует при температуре более 300 градусов. Идеальный разброс температуры для работы компонента – это 400-800 градусов. Если катализатор работает в диапазоне 800-1000, то отмечается ускоренное старение компонента. При продолжительной эксплуатации нейтрализатора при температуре более 1000 градусов он стремительно разрушается.

Срок службы катализатора

Для катализатора усредненное значение ресурса примерно 100-150 тыс. км. пробега и зависит от условий езды. При верно выбранных условиях он способен продержаться до 200 тыс. км. Преждевременный износ сопряжен с неисправностями мотора, низким качеством топлива. Если смесь обеднена, то случается перегрев, а при сильно обогащенной блок засоряется остатками недогоревшего топлива, поэтому не удается протекать требуемым химическим реакциям. Это вызывает значительное снижение срока службы блока катализации.

Еще одна распространенная причина проблемы – механические повреждения, которые возникают в результате ударов, вибрации и прочих воздействий. Они приводят к ускоренному разрушению блоков.

Если возникают неисправности, то работа катализатора ухудшается, поэтому второй лямбда-зонд фиксирует изменение параметров. В данном случае ЭБУ сообщает о неисправности, выдает ошибку на приборной панели. Признаки выхода катализатора из строя – дребезжание, ухудшение динамики, увеличение топливного расхода. В таком случае каталитической нейтрализатор требуется заменить на новый. Невозможно восстановить или почистить элемент, а высокая цена этой детали вынуждает многих автомобилистов просто удалить ее.

Можно ли удалить катализатор

Когда нейтрализатор удаляют, на его место ставят пламегаситель. Он предназначен для выравнивания потока выхлопа. Он монтируется для устранения шумов, возникающих при удалении катализатора. Если выбрать именно удаление, то следует снять устройство целиком, а не пробивать в нем отверстия, как советуют некоторые автомобилисты.

Для авто, которые соответствуют стандартам Евро-3, требуется не только удалить катализатор, но и перепрошить ЭБУ. Допускается установка эмулятора сигнала кислородного датчика, чтобы избавиться от необходимости в изменении прошивки.

Самое правильное решение при поломке катализатора – это замена на оригинальный компонент в условиях специализированного сервиса. Это позволит исключить вмешательство в конструкцию авто и сохранение экологического класса, заявленного производителем.

Если у Вас остались вопросы, мы перезвоним

Оставить заявку