Позвоните нам:

+7 (911) 280-96-49 8 (800) 234-05-52

Построить маршрут:

Как узнать выбит или нет катализатор?

Автомобили новых моделей представляют собой сложные системы, которые для обеспечения экологической безопасности оборудуются особыми фильтрами – каталитическими нейтрализаторами выхлопных газов. Они необходимы для того, чтобы обеззараживать выхлопные газы, постоянно поставляемые в атмосферу, так как в них содержится большое количество токсичных веществ.

Оглавление

Особенности катализатора

Неисправности катализатора

Как определить, забит ли катализатор

Особенности катализатора

Катализатор — это один из компонентов, внешне выполненный в виде утолщенной стальной трубы, монтируемой в состав выхлопной системы между глушителем и выпускным коллектором. Это место выбрано не просто так. Задача катализатора состоит в снижении присутствия в автомобильных выхлопах окиси углерода, углеводородов, оксида азота. Такие компоненты негативно сказываются на экологии.

Фильтрация запускается за счет присутствия в блоке ценных металлов, которые заметно ускоряют химические реакции доокисления. Эти вещества именуют катализаторами. В их составе есть платина, палладий, родий, иридий, в некоторых случаях даже золото.

В составе выхлопной системы имеется стальной корпус, который предназначен для защиты. Внутри этого кожуха находится особый наполнитель, монолит, выполненный в виде матриц, имеющих мелкие сквозные ячейки, сильно схожие с сотами. Их поверхность покрыта слоем каталитического вещества, в составе которого есть указанные выше металлы. Раскаленные выхлопы выходят из входного патрубка и подаются в нейтрализатор, где заполняют ячейки. Для максимизации площади соприкосновения газов с каталитическим слоем используется пористая структура.

Монолит обычно изготовлен из листов стали или огнеупорной керамики. Когда отработанные газы соприкасаются с каталитическим слоем, стартует реакция разложения токсинов выхлопа на составляющие, не вредные для экологии.

Неисправности катализатора

В процессе эксплуатации автомобиля определенные компоненты выходят из строя. Не станет исключением и катализатор. Автопроизводителем ресурс фильтра установлен примерно на дистанцию автопробега в 150 тыс. км, но в реальности это значение иногда не достигается, так как нейтрализатор ломается.

О том, что катализатор забит, можно узнать по определенным признакам:

  • Динамика набора скорости заметно падает. Скорость набирается с трудом до какого-то заданного показателя, а потом двигатель начинает работать нормально. Поначалу такой порог может быть на скорости более 100 км/ч, а потом все ниже и ниже.
  • Мотор часто глохнет на холостом ходу.
  • При движении в салоне можно ощутить металлический запах.

Все эти признаки являются сигналами того, что пропускная способность ячеек катализатора снижена, выхлопные газы тяжелее проходят сквозь наполнитель, падает вентиляция цилиндров, а работа мотора заметно ухудшается.

Есть причины, по которым пропускная способность катализатора падает, и это негативно сказывается на работе всей силовой системы машины:

  • Ячейки разрушаются из-за механических повреждений. Отколовшиеся в результате удара кусочки будут ударяться о стенки кожуха и ячейки, грохотать и продолжать разрушать блок.
  • Спекание ячеек из-за проникновения в них несгоревших углеводородов. Это случается из-за заправки автомобиля топливом недостаточно высокого качества. Остатки топлива будут догорать не в камере сгорания, а прямо в блоке. Ячейки спекаются, так как температура горения слишком высокая.
  • Закупорка ячеек. Если имеют место нарушения в работе выхлопной системы и мотора, связанные с повышенным содержанием масла, то оно будет забивать поры, а при высыхании прикипать к поверхности ячеек. Это приводит к их полной закупорке.

Как определить, забит ли катализатор?

Знать, забит катализатор или нет, достаточно важно, так как на основании этих сведений можно делать выводы о том, как поступить с ним дальше: удалить полностью или установить на его место новый.

Первый вариант проверки забитости – это визуальный осмотр. Если не получается просмотреть ячейки катализатора насквозь, то это говорит о забитости монолита. Но для этого потребуется демонтировать фильтр из выхлопной системы автомобиля, что нельзя назвать простой операцией. Иногда крепеж настолько прочный, что можно срезать его только при помощи болгарки. Если учесть сложность конструкции современных автомобилей, то катализатор может находиться под днищем в труднодоступном месте.

Есть один из наиболее надежных способов – проверка давления в системе выпуска автомобиля. Достаточно вместо первого лямбда-зонда установить манометр и зафиксировать показания при разных режимах работы силовых установок. В качестве нормы называют показатель давления в 0,3 кгс/см2 при 2500 оборотах в минуту. Однако не всегда удается снять датчик, так как он прикипает к входному патрубку катализатора.

Можно воспользоваться еще одним способом. Для этого мотор-тестер устанавливается на место свечи в цилиндр. Это позволяет измерить противодавление. Если показатель превышает 200 кПа (это аналогично 2 кгс/см2), то это говорит о забитости катализатора. Его как можно скорее нужно заменить на новый фильтр.

О наличии катализатора можно судить и по запаху от выхлопа. Газы от современных авто нейтральны, а при отсутствии фильтра в системе можно ощутить отблеск бензина. Можно выполнить анализ выхлопа с помощью специализированного оборудования, которое используется профессиональными сервисами.

В результате проведенных исследований можно сделать выводы о том, выбит катализатор или нет.

Если у Вас остались вопросы, мы перезвоним

Оставить заявку