Позвоните нам:

+7 (911) 280-96-49

Построить маршрут:

Как определить, забит ли катализатор?

Борьба за экологичность сопровождается тем, что все сильнее ужесточаются требования стандартов по вредным выбросам, которые поступают от автомобилей. Это вынуждает автопроизводителей оснащать ТС разнообразными системами, способными снизить эти выбросы. Самым распространенным методом, способным снизить выбросы вредоносных веществ стал каталитический нейтрализатор. Присутствие такого компонентов оправдано, так как он реально снижает вредность выхлопов посредством химических реакций, обеспечивающих расщепление опасных компонентов на совокупность безопасных. Но, одновременно с этим, это довольно капризный компонент, способный выйти из строя, чем основательно портит жизнь владельцу.

 

Особенности и неисправности

Забитые соты

Оплавленные соты

Ресурс катализатора исчерпан

По каким признакам можно определить неисправность

Как определить состояние катализатора в машине: методы

Как решить проблему с катализатором

Особенности и неисправности

До того, как определить состояние катализатора, необходимо знать о его конфигурации и особенностях. Прибор состоит из цельного корпуса, а внутри него помещены специальные бобины. Внутренние компоненты состоят из совокупности сот, обычно изготавливаемых из керамики или металла. Вся сотовая структура покрыта ценными металлами и сплавами на их основе. Обычно это родий, платина и палладий. Именно они вступают в реакцию с вредными компонентами, имеющимися в составе выхлопа, чтобы полностью их нейтрализовать.

 

Нейтрализатор – это компонент системы выхлопа, который расположен непосредственно за коллектором. За функционирование прибора отвечает пара лямбда-зондов, смонтированных перед и после каталитического блока. Функционирование элемента контролируется электронным блоком, который использует показания от датчиков для сверки. Конструкция нейтрализатора – это его слабое место. Внутри бобины есть соты, размеры которых очень малые, что и приводит к стремительному их засорению. Есть несколько наиболее распространенных проблем. Знания о них позволят понять, как определить неисправность катализатора автомобиля.  

Забитые соты

Эта проблема появляется чаще всего по причине заливки топлива недостаточного качества, либо при неисправностях ДВС, из-за которых масло проникает в цилиндры. Выхлопные газы сильно насыщены сажей, которая образуется при сгорании низкосортного бензина не до конца или присутствия масла в составе топливной смеси. Все это будет оставаться на стенках сот, что вызывает их закупорку.

 

Бобина способна разрушиться из-за мощного удара по корпусу. Эта проблема встречается редко, но она довольно опасна для последующей эксплуатации автомобиля. Результат удара по катализатору, например, при передвижении по пересеченной местности, происходит разрушение бобины. Мелкие осколки способны оказаться внутри мотора, что сильно повредит его, вплоть до полного уничтожения.

Оплавленные соты

Внутри катализатора используются компоненты, которые рассчитаны на эксплуатацию в среде повышенных температур, однако их преодоление определенной критической точки вызывает оплавление керамической сотовой структуры.

Ресурс катализатора исчерпан

Даже при очень бережной езде на автомобиле, использовании исключительно топлива высокого качества, устройство постепенно будет выходить из строя. Это связано с тем, что в результате химических реакций слой металла на керамической основе уменьшается. После продолжительной эксплуатации слой металла растворяется полностью, а катализатор просто прекращает выполнять свои непосредственные функции.

По каким признакам можно определить неисправность

При возникновении каких-то проблем с катализатором можно определить это по определенным признакам, которых довольно много.

Самый первый и заметный признак – это активация индикатора «Check engine» на приборной панели, а во время диагностики сканер выдаст код ошибки, свидетельствующей о проблемах с выхлопной системой. Такой признак показывает наличие проблемы, однако не указывает на реальный факт забитости или оплавленности катализатора. ЭБУ выдает результат на базе показаний лямбда-зондов, поэтому лампочка может загореться даже в случае выхода одного из датчиков из строя.

 

Вторым признаком является утрата динамики автомобиля при достижении определенной скорости. Например, при разгоне до 140 км/ч машина просто начинает себя неправильно вести. При этом скоростная планка постепенно будет снижаться, динамика начнет ухудшаться очень резко и при меньших скоростях. Это можно объяснить тем, что забитый катализатор не позволяет выхлопным газам полностью покинуть камеру сгорания, частично остаются внутри, что приводит к увеличенному давлению на двигатель. И чем более забитыми будут соты, тем на меньшей скорости мотор начнет задыхаться.

 

Если этот признак просто игнорировать, то это может привести к полной потере работоспособности двигателя, то есть он не заведется. Это один из методов, как определить забитый катализатор. При оплавлении отмечаются аналогичные признаки.

 

Третий признак – это появление шумов, которые возникают из-за разрушения бобины катализатора. При заведенном моторе из-под авто будет доноситься дребезжание и шум.

 

Есть косвенный признак, который тоже нельзя игнорировать. В выхлопных газах появляется сильный запах сероводорода, он обычно ассоциируется с тухлыми яйцами.

Как определить состояние катализатора в машине: методы

Перед тем, как обвинить устройство во всех проблемах, требуется убедиться, что проблема скрывается в нем. Для проверки катализатора используется два способа: без снятия с авто и после демонтажа.

Катализатор можно проверить, не снимая с авто, для этого используется диагностика системы выхлопа или тестирование на противодавление в системе газоотвода. При том, что использование газоанализатора – это хороший вариант, не на любой СТО установлено подобное оборудование. В небольших городах такие приборы даже не встречаются.

 

Суть метод состоит в том, что к автомобильной выхлопной трубе присоединяется газоанализатор, после чего делаются замены. Химический анализ выхлопа позволяет определить, забит катализатор или нет.

 

Второй метод проверки основан на противодавлении. Для него не нужно привлекать специализированное оборудование. Проверка основа на том, чтобы определить давление на входе в нейтрализатор: при его забитости на определенных оборотах оно возрастает.

 

Проверка катализатора со снятием предполагает простую процедур его демонтажа, чтобы потом просмотреть визуально на свету. Этот способ позволяет точно видеть, забит он или нет. Но при этом можно столкнуться с проблемами: гайки крепления иногда сильно прикипают к болтам, из-за чего их бывает сложно сорвать.

 

Датчик кислорода – это тоже важная часть катализатора, и его необходимо дополнительно диагностировать. Для этого есть собственные методы.

Как решить проблему с катализатором

Теперь, когда известно, как определить неисправный катализатор, осталось решить вопрос с решением проблемы. Ведь забитое устройство представляет опасность для окружающей среды и самого автомобиля. Есть несколько вариантов устранения неисправности:

  • Попытаться промыть или прочистить устройство. Это может помочь только в ситуации, когда забит катализатор совсем не сильно. Если соты оплавлены, разрушены или закупорены, это не поможет.
  • Заменить нейтрализатор на оригинальный. Это наиболее простой выход из ситуации. Требуется снять старое устройство, установить новое и все. Однако цена оригинального аналога очень высокая, поэтому целесообразность его покупки сомнительная.
  • Заменить катализатор на универсальный. Некоторые бренды, которые работают в сфере производства запчастей и аксессуаров для авто, выпускают нейтрализаторы, которые подходят для разных марок и моделей транспортных средств. Этот компонент будет стоить дешевле оригинального, но потребуется приложить некоторые усилия для подбора и подгонки.
  • Замена нейтрализатора на пламегаситель. Это наиболее простой метод, чтобы забить о проблемах с катализатором надолго.

Особенность пламегасителя состоит в том, что он врезается в систему на место нейтрализатора. Однако для корректной работы ЭБУ потребуется его перепрошить или установить обманки. Однако, на автомобилях, использующих пламегаситель вместо катализатора, нельзя въехать в некоторые страны Европы.

Если у Вас остались вопросы, мы перезвоним

Оставить заявку