Позвоните нам:

+7 (911) 280-96-49

Построить маршрут:

Что такое катализатор в автомобиле?

Вопрос, что такое катализатор в автомобиле, возникает у многих автовладельцев, которые сталкиваются с поломкой этого элемента. Агрегат используется в выхлопной системе для того, чтобы снизить количество вредных выбросов. Из-за высокой цены и частых поломках при использовании низкокачественного топлива не все автовладельцы рады, что в их машинах используются такие узлы. Важно понимать, для чего нужен этот узел, и что требуется для его корректной работы.

 

Что это?

Виды

Состав и работа катализаторов

Признаки неисправности катализатора

Для чего скупают катализаторы

Что это?

Каталитический нейтрализатор – это компонент выхлопной системы, необходимый для фильтрации отработанных газов до их выброса в атмосферу. В 1970 году впервые ввели стандарты наличия токсинов в выхлопах машин. Автопроизводители были обязаны снабжать авто приспособлениями, которые обеспечивают снижение объема угарного газа, а также продуктов горения углеводородов. С 1975 года катализатор стал устанавливаться на все выпускаемые авто.

Виды

Производителями устанавливается три типа нейтрализаторов:

  • Керамические. Их работа основная на механическом методе фильтрации выхлопа. В их состав входят керамические пластины, покрытые драгметаллами. Ресурс работы до 100 тыс.км (при низком качестве топлива – до 7- тыс. км).
  • Металлические. В них используются металлические соты повышенной упругости. Конструктивно они прочнее.
  • Спортивные. Узлы самой высокой надежности, которые стоят дорого. Изготавливаются из металла, обладают повышенной пропускной способностью.

Состав и работа катализаторов

Конструкция нейтрализатора основана на керамической подложке, имеющей вид сот, установленной в корпус из металла, защищенную материалами для теплоизоляции. Ячейки покрыты специальным веществом из сплава родия, платины и палладия. Особая структура катализатора обеспечивает увеличение площади контакта токсинов с нейтрализующей поверхностью. Остатки вредных веществ моментально догорают.

 

В составе катализатора есть несколько компонентов:

  • Корпус с патрубками впускными и выпускными;
  • Блок с пористой структурой;
  • Слой каталитического напыления на ячейках;
  • Датчик (лямбда-зонд) – прибор, демонстрирующий степень загрязненности газов после прохождения нейтрализатора;
  • Металлический кожух, который служит защитой и теплоизоляцией.

Компонент размещается сразу за выхлопной трубой мотора либо во фланце выпускного коллектора. Подобное размещение требуется для полноценного функционирования узла, так как нейтрализовать токсины можно исключительно при повышенной температуре. Катализатор работает по простой схеме:

  • По выходному патрубку осуществляется подача выхлопных газов в деталь, где они оказываются на керамическом блоке, заполняя ячейки.
  • Угарный газ и недогоревшие углеводороды окисляются металлами-катализаторами.
  • Родий нейтрализует оксид азота, делая его безвредным.
  • Чистый газ выводится через выходной патрубок.

Температура процесса играет решающую роль при нейтрализации токсинов. Для преобразования требуется показатель более 300 градусов, но обычно автокатализаторы полноценно работают при уровне температуры 400-800 градусов.

 

При прогреве мотора катализатор не работает, что является наибольшим недостатком большинства моделей. Сложно правильно организовать функционирование компонента, так как велика вероятность его перегрева. Если он будет ближе к мотору, то его срок работы снизится из-за перегрева. У многих машин компонент размещен в районе переднего колеса, где температура поддерживается на оптимальной отметке.

Признаки неисправности катализатора

У нейтрализатора рабочий ресурс ограничен. При эксплуатации происходит выгорание компонента, и скорость этого процесса зависит от качества топлива. Из-за наличия в бензине присадок топливо нагревается сильнее обычного, что вызывает оплавление и засорение сот узла.

 

При передвижении по неровностям возникают микроповреждения, которые тоже ускоряют выход узла из строя.

 

О неисправности катализатора сообщает лямбда-зонд, при срабатывании которого на приборной панели возникает сообщение о необходимости проверки мотора. Есть еще несколько симптомов, свидетельствующих о скором выходе запчасти из строя:

  • Вибрации и дребезжание под днищем;
  • Снижение динамических показателей мотора;
  • На высоких оборотах временно пропадает тяга;
  • Есть трудности со стартом двигателя;
  • Выхлоп имеет сизый оттенок и едкий удушливый запах;
  • Увеличение топливного расхода.

Эти признаки являются свидетельством того, что узел работает, но соты уже частично оплавлены, поэтому снижена их пропускная способность.

Для чего скупают катализаторы

Нейтрализатор – это один из компонентов авто, который остается интересен даже после того, как его срок службы истекает. Можно видеть объявления в интернете о скупке автокатализаторов бизнесменами и компаниями. Это связано с тем, что в составе детали есть напыление, выполненное из драгоценных металлов.

В зависимости от массы и модели узла количество драгметаллов различается:

  • Серебро – 5,5-15 г;
  • Платина – 0,1-1 г;
  • Палладий – 0,05-4,95 г.

Извлечение драгоценных металлов из деталей представляет собой сложный технологический процесс, который в домашних условиях невыгодно реализовать. Это можно сделать исключительно в больших объемах, если воспользоваться специальным оборудованием и реагентами.

Если у Вас остались вопросы, мы перезвоним

Оставить заявку