Интересные статьи
- Самые дорогие радиодетали, которые можно сдать
- Какие драгоценные металлы содержатся в катализаторе?
- Чистка катализатора автомобиля. Когда и как почистить. Способы.
- Промывка катализатора. Как правильно прочистить катализатор?
- Как определить, забит ли катализатор?
- Для чего нужна прошивка под Евро-2
- Самые дорогие катализаторы для сдачи
- Зачем скупают б/у автомобильные катализаторы?
Сделать современный городской автомобиль компактным, динамичным, стильным, с энергоемким потреблением топлива и экологичным выхлопом – такой запрос сегодня ставят перед автопроизводителями. При этом, стоимость машины не должна превышать среднюю потребительскую способность автовладельцев. Удешевить производство можно за счет кузова, ходовой части и даже двигателя. Единственная деталь, на которой невозможно сэкономить – каталитический нейтрализатор выхлопных газов у бензиновых авто или сажевый фильтр у дизельных. На сегодняшний день именно катализаторы – самая дорогая деталь многих автомобилей.
Почему катализаторы дорого стоят?
По сути, катализаторы – это фильтры, которые очищают вредный выхлоп до установленных экологических норм. И если раньше, на заре появления первых катализаторов и первых экологических стандартов Евро-1, требования были мягче, то сегодня стандарты Евро-5 и Евро-6 диктуют жесткие правила к допустимым нормам содержания углеводородов, окисей азота и углерода, взвешенным частицам в выхлопной смеси транспортных средств.
Так как для очищения выхлопа в катализаторах используют металлы платиновой группы, то и стоимость устройства формируется от их веса и текущих котировок. Для производства первых катализаторов использовали меньшее количество драгметаллов, при этом предпочтение отдавали платине и родию. Для выпуска современных, высокотехнологичных устройств, очищающих выхлопной поток до норм Евро-6, требуется большее количество редкоземельных элементов. При этом, производители чаще используют палладий.
Спрос на этот элемент критически возрос в последние годы из-за появления палладиевых нейтрализаторов. Купить новый нейтрализатор оригинального производства стоит целое состояние. Но компенсировать часть затрат можно. Для этого достаточно сдать старый, забитый автокат в пункт приема.
Что извлекают из катализаторов от машин?
Использованные при производстве нейтрализаторов родий, палладий и платина сохраняются практически в первоначальной массе в забитых, отслуживших устройствах. Во время эксплуатации редкоземельные металлы не расходуют собственную массу в соответствии с химическим определением природного катализатора (катализатор – это вещество, которое в определенных условиях ускоряет химические реакции, но не расходуется в процессе).
Металлы наносят на ячеистую матрицу внутреннего фильтра детали, чтобы обеспечить большую площадь соприкосновения с выхлопными газами. Вырываясь из коллектора под высоким давлением и температурой, газы проходят через соты каталитического нейтрализатора, вступают в реакцию с драгоценным напылением и расщепляются на простые элементы.
Но если катализирующие вещества не расходуются и не портятся, то зачем нужно менять катализаторы через каждые 120-150 тыс. км пробега? Ответ вполне очевиден: несовершенство топлива, дорожного покрытия, стиля управления и условий эксплуатации приводит к зашлакованности сот катализатора. Со временем его пропускная способность падает, и он превращается в сплошную пробку, блокирующую газы внутри выхлопной системы. Единственное правильное решение – удалить неисправную деталь из системы. Что поставить на ее место – решать владельцу (новое устройство, обманку или прошивку), но старая деталь может еще послужить: промышленным способом из нее можно извлечь оставшиеся родий, палладий и платину.
Почему нерентабельно доставать драгметаллы самостоятельно?
Если сдать деталь на переработку, то с ней поступят следующим образом:
- взвесят;
- проведут анализ содержащихся элементов;
- проанализируют содержание драгметаллов в каталитической массе;
- посчитают стоимость содержащихся элементов по актуальным котировкам Лондонской биржи цветных металлов и текущему курсу доллара;
- выдадут владельцу от 70% до 80% процентов итоговой стоимости.
Таким образом, от 20% до 30% стоимости доступных драгметаллов владелец отдает перерабатывающей компании. И тут возникает вопрос: зачем, если можно все сделать самому и оставить весь доход себе? Теоретически подобная задача решаема, но практически совершенно нерентабельна, так как для ее выполнения требуется дорогостоящие вещества, специальное оборудование и знание технического процесса.
Что нужно для извлечения палладия
Чтобы получить драгоценное вещество из пыльной, зашлакованной каталитической массы, ее измельчают и подвергают одному из видов химического воздействия:
- гальваническому отделению;
- электродуговому нагреванию;
- высокой термической нагрузке с фторированием.
Последний способ считается наиболее действенным, так как позволяет получить практически чистый палладий. Для его осуществления керамическую крошку, в которую превращаются катализаторы, нагревают до 500 градусов и проводят фторирование массы. При этом образуется фтористый палладий. Полученное вещество остужают до 100 градусов и воздействуют минеральной кислотой для отделения фтора.
Современные промышленные перерабатывающие комплексы владеют технологиями и оборудованием, позволяющим сразу получать чистый палладий. Однако для проведения процедуры требуются большие объемы продукции, иначе процесс становится убыточным.
Как извлекают родий и платину?
Простейший способ добычи – выщелачивание платины и родия из керамической массы с последующим окислением состава. Чтобы получить таким способом весь объем содержащихся элементов, требуется многократное повторение, так как за один раз извлечь все драгметаллы не дают окиси алюминия, присутствующие в катализаторах. Также добыть платину и родий можно путем растворения металлов в соляной кислоте с одновременным нагреванием для обеспечения циркуляции паров.
Цена безопасности
Пробовать в домашних условиях извлекать крупицы драгметаллов не рекомендуется по нескольким причинам:
- необходимо применение опасных кислот, щелочей, высоких температур;
- во время извлечения происходят реакции с выделением газа, пара, опасного для здоровья;
- хранить каталитическую массу, работать с ней в домашних условиях небезопасно, так как за годы использования в катализаторах накапливаются токсичные вещества.
Проводя химическое воздействие на 1 нейтрализатор, можно получить в среднем 0,05 – 1 г ценных веществ. При этом нет гарантий отсутствия примесей в полученных металлах. В итоге, домашняя добыча может принести доход около 200 рублей при затратах на реагенты и электроэнергию в 2000 рублей.