Позвоните нам:

+7 (911) 280-96-49 8 (800) 234-05-52

Построить маршрут:

Катализатор в автомобиле: зачем он нужен и что будет, если его убрать

Автомобильная система выхлопа имеет сложное устройство. В ней установлен каталитической нейтрализатор, способный быстро выйти из строя при использовании топлива недостаточно высокого качесва. Катализатор нужен для очистки выхлопов от опасных веществ. Его функционирование основано на химической реакции: опасные компоненты принимают безвредные формы, а потом выходят с выхлопом наружу. Этот путь позволяет очистить выхлопные газы. Эксплуатация авто в таком случае наносит экологии меньше урона. Работа нейтрализатора начинается лишь после того, как он разогреется до 300 градусов, а сразу после старта мотора очистка не выполняется.

Оглавление

Устройство катализатора

Основные поломки катализатора

Диагностика

Оригинал или аналог

Удаление катализатора

Выводы

Устройство катализатора

В качестве основы катализатора используются соты из керамики или металла. В зависимости от модификации их стенки покрыты микроскопическим слоем палладия, иридия, родия или платины. Это металлы с повышенной активностью, поэтому часть газов вступает с ними в химическую реакцию.

Современные устройства выпускаются трехкомпонентными:

  • Первый элемент используется для связывания оксидов азота;
  • Второй предназначен для удаления элементов топлива, которые не сгорели, преимущественно, окиси углерода;
  • Третий элемент служит в качестве детектора – проводит анализ газов на выходе и транслирует сведения на бортовой компьютер автомобиля.

Основные поломки катализатора

Нейтрализаторы имеют гарантированный срок эксплуатации 100-150 тыс. км, но на практике можно столкнуться с проблемами намного раньше, особенно это касается больших городов, где стояние в пробках является частой проблемой. В зависимости от подхода к эксплуатации заменять катализатор может потребоваться раз в 3-7 лет. Основная причина поломки – это выгорание слоя каталитического вещества на сотах. Этот процесс является естественным, при этом качество выхлопа существенно ухудшается. Выгорание ускоряется при заливке топлива недостаточного качества. В бензин добавляют свинец, чтобы увеличить октановое число, что повышает нагрузку на нейтрализатор, снижая срок его использования.

В определенных случаях поломка связана с неисправным мотором. Если имеются проблемы в системе питания либо ошибочно выставлено зажигание, то каталитический слой выгорает намного быстрее.

Диагностика 

Есть определенные признаки, по которым легко выявить неисправность:

  • Загорелся индикатор Check Engine приборной панели салона. Он активизируется при любой ошибке ДВС. Только диагностика сканером позволит определить, в катализаторе ли причина.
  • Падение мощности мотора. Если блок неисправен, автомобиль троит, дергается, машина разгоняется хуже. Причина в падении пропускной способности элемента, сопряженной с частичным разрушением сот: они забиваются, запекаются, проход становится меньше.
  • Под днищем слышен грохот. Может наблюдаться на повышенных оборотах или сразу после старта мотора. Причина состоит в разрушении керамической сотовой структуры.
  • Недостаточно ровный или мощный напор газов из трубы глушителя. Если блок исправен, то при поднесении руки к выхлопной трубе можно почувствовать пульсацию, которая появляется при поочередной работе клапанов ДВС. Если поток ослаблен или ровный, то это может быть связано с разрушением сот.

Особенность катализатора состоит в том, что он не может сломаться неожиданно и резко. Часто перед отказом возникают какие-то незначительные проблемы, указанные выше.

Оригинал или аналог

Оригинальный компонент стоит дорого, но при его установке автомобиль сохраняет режимы работы ДВС. Это хорошо сказывается на ресурсе мотора и экологии. Из-за высокой стоимости автомобилисты часто ищут альтернативу катализатору. Есть варианты:

  • универсальный катализатор;
  • пламегаситель.

Универсальный – это катализатор, который подходит на любой автомобиль. Он стоит дорого, но работает без отказов. Блок с сотами – это компонент для установки в корпус старого катализатора. Этот вариант имеет недостаток – сложно выбрать сервис, в котором выполнят ремонт. Срок службы представителей этого варианта 60-90 тыс. км.

Пламегаситель – это более распространенный и дешевый способ. Он бывает готовым, то есть его нужно разместить на месте катализатора. Второй тип – пламегаситель для монтажа в корпус катализатора. Это сложнее, но можно скрыть факт замены компонента в случае продажи машины.

Удаление катализатора

Если решено удалить блок, то лямбда-зонд станет непрерывно выдавать ошибку. Обычно для обхода датчика делают обманку, монтируют ее на место датчика, а в нее вкручивают зонд.

Можно сделать перепрошивку, тогда ЭБУ будет считать поставляемые показания за норму. Для таких манипуляций требуются специализированные знания и особый софт для работы. В случае перепрошивки нарушаются нормальные циклы работы двигателя. Он работает в неправильном режиме. Это сильно влияет на ресурс мотора, он снижается вдвое. В результате перепрошивки велика вероятность столкнуться с более значительными расходами в будущем.

Выводы

При возникновении проблем с катализатором его требуется заменить. Наиболее верное решение – монтаж оригинальной запчасти. Аналоги и обманки способны ускорить выход мотора из строя, создадут дополнительную нагрузку на экологию.

Если у Вас остались вопросы, мы перезвоним

Оставить заявку